«Алиса» — русская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде. Лидер и автор большинства песен Алисы — вокалист Константин Кинчев.
АлисА. История
Создание группы
Рок-группа «Алиса» образовалась в апреле 1983 года в Ленинграде после распада группы «Хрустальный Шар», лидером которой был Святослав Задерий. Клавишник Павел Кондратенко предложил ему объединить усилия с музыкантами группы «Демокритов колодец», созданной гитаристом Андреем Шаталиным.
Святослав Задерий переманил Андрея Шаталина в свою группу («Демокритов колодец» после этого распадается), а также пригласил Павла Кондратенко и барабанщика Михаила Нефёдова, игравшего в «Хрустальном шаре».
Кривозеркалье
В 1984 году группой «Алиса» был выпущен альбом «Кривозеркалье», где пели Святослав Задерий и Борис Борисов. Альбом был записан в студии Выборгского ДК в Ленинграде зимой 1984 года, на концертах в ДК ГАЗА в Ленинграде и в Выборге весной 1984 года.
Константин Кинчев
Широкая популярность пришла к группе после их выступления в ленинградском рок-клубе, где были исполнены песни «Мы вместе» и «Моё поколение», написанные пришедшим в группу в 1984 году новым вокалистом Константином Кинчевым (Панфиловым).
Константин Кинчев. Биография
Молодые годы
Родился 25 декабря 1958 года в Москве, на улице Горького. В пятнадцатилетнем возрасте в пионерлагере услышал «Black Sabbath», после чего занялся собиранием пластинок. Впоследствии, развитие музыкальных вкусов Кинчева было отражено им самим в песне «Меломан». Увлекался хоккеем, что послужило способом для избежания службы в армии с достижением призывного возраста. Работал на заводе «Наука» (ученик фрезеровщика, ученик чертёжника, художник-оформитель). После школы учился в Технологическом институте, на факультете «Экономика и финансы». Параллельно год отучился в певческом училище при Большом театре, но затем бросил. Некоторое время учился в джазовой студии в Замоскворечье. Работал натурщиком в Суриковском училище, грузчиком в булочной, администратором женской баскетбольной команды.
Начало музыкальной карьеры
До прихода в «Алису» Кинчев играл в нескольких московских группах — «Золотая середина», «Круг черной половины» 1974, «Третья фак-команда» 1974. В Тушино Кинчев создал свою группу «Сломанный воздух», которая исполняла западную рок-классику на танцах в городе Красногорск. Через 2 года группа распалась. Таким образом, участие в вышеперечисленных рок-группах осталось просто строчками в биографии. Ни одна из этих команд не оставила после себя записанного материала. В 1983 году появилась группа «Зона отдыха», исполнявшая только песни Кинчева. По некоторым данным, «Зона отдыха» даже записала магнитоальбом, но он не сохранился. Большая часть песен из этого альбома вошла в альбом «Джаз» (1996), остальные разошлись по альбомам «Алисы» 1980-ых годов. Тогда же, в начале восьмидесятых, Андрей Большаков (в будущем гитарист «Арии» и один из основателей «Мастера») рассматривал кандидатуру Кинчева в качестве вокалиста в свою группу «Зигзаг».
Нервная ночь
В конце 1983 года в Ленинграде распались две группы — «Хрустальный шар» и «Демокритов колодец», на осколках которых Святослав Задерий собрал новую группу «Алиса». В неё, кроме Задерия, игравшего на бас-гитаре, вошли: Борис Борисов — саксофон, вокал; Михаил Нефёдов — ударные; Андрей Шаталин — гитара; Павел Кондратенко — клавиши. В таком составе они записывают первый магнитоальбом «Кривозеркалье» и выступают на II рок-фестивале Ленинградского рок-клуба. Фактически сразу после фестиваля группу покидает Б. Борисов и наступает пауза.
Параллельно описываемым событиям летом 1984 года Кинчев, уставший от бесперспективности творческой жизни в Москве, перебирается в Ленинград, где знакомится со звукорежиссёром Игорем «Панкером» Гудковым, успевшим к тому времени поиграть в первом составе панк-группы «Автоматические удовлетворители», а затем записать сольную работу Майка Науменко «Сладкая N и другие» (1980). Гудков знакомит Кинчева с Майком. На импровизационном квартирнике Кинчев сыграл практически весь имевшийся у него к тому времени материал.
Таким образом, перед началом сессии «Нервная ночь» в студии ЛГИТМиКа, состав был таким: К. Кинчев — вокал, гитара; Андрей Заблудовский («Секрет») — гитара; Святослав Задерий («Алиса») — бас; Алексей Мурашов («Секрет») — барабаны. В качестве звукорежиссёра выступил Гудков. Запись началась в полдень 23 июля, а завершилась в 2 часа ночи следующего дня.
В народ альбом пошёл под шапкой «Доктор Кинчев и группа „Стиль“». Официально же альбом был выпущен только в 1994 году «Мороз рекордс» в рамках полного издания всех альбомов «Алисы». В этот релиз были включены два бонус-трека — «Завтра может быть поздно» и «Вор да палач» с акустического выступления «Алисы» в Перми (весна 1988 года).
После записи «Нервной ночи» Задерий пригласил Кинчева в «Алису» на вакантное место вокалиста. Репетиции «Алисы» в новом составе начались в декабре 1984 года.
«Дело Кинчева»
В конце 1980-х группа начала испытывать трения с властями, частью чего стало громкое «дело Кинчева».
Инцидент, ставший причиной скандала, произошел во вторник, 17 ноября 1987 перед концертом «Алисы» во дворце спорта «Юбилейный» в Ленинграде. Перед концертом Кинчев ввязался в потасовку с охранявшими зал милиционерами, которые не пропускали за кулисы его жену, Анну Голубеву, а также чересчур рьяно осаживали публику. После чего со сцены резко высказался в адрес своих обидчиков, объявив: «Следующая песня посвящается находящимся в зале… зарубежным гостям, ментам и прочим гадам!»
22 ноября в воскресном выпуске газеты «Смена» была опубликована статья В. Кокосова «„Алиса“ с косой челкой». В ней Кинчева обвиняли в провокации беспорядков. Кроме того, группа и ее лидер были обвинены в пропаганде нацизма. Утверждалось, что Кинчев в песне «Эй, ты, там, на том берегу» спел «Хайль Гитлер на том берегу!». 6 и 22 декабря было опубликовано продолжение обвинительной статьи.
Инцидент активно обсуждается в прессе и на телевидении, становится скандально известным. У «Алисы» начинаются проблемы с организацией концертов. 8 февраля 1988 года группа «Алиса» подает в суд на «Смену» за клевету, а Кинчев, его жена и Ада Булгакова подают жалобу в прокуратуру на действия охраны. В это же время идет расследование и действий самого Кинчева. В конце февраля его и других членов группы несколько раз вызывают на допросы. Кинчеву предъявляют обвинение в «Злостном хулиганстве» и отпускают под подписку о невыезде.
11 июля состоялось заседание суда, на котором была заслушана аудиозапись концерта, подтвердившая несправедливость обвинений в нацизме и клевету со стороны Кокосова. К октябрю 1988 года оба процесса оказались завершены. Дело против Кинчева было прекращено, он был передан на поруки Ленинградскому рок-клубу. Газета «Смена», не дожидаясь решения суда, опубликовала опровержение и извинения.
В честь 20-летия скандала был снят видеоролик-репортаж, демонстрировавшийся перед концертами группы. В него вошли фрагментами запись выступления группы и запись суда.
Религиозные убеждения
После посещения Иерусалима в 1992 году Кинчев принял православие, что в дальнейшем кардинально сказалось на его творчестве. В тематике песен Константина последних лет преобладает христианская, а также славянско-патриотическая тематика. «Алиса» регулярно принимает участие в фестивалях в поддержку церкви, таких как «Музыканты Храму Христа Спасителя», «Рок к небу» и других. Также, «Алиса» не даёт концертов в дни православных постов — Великого и Успенского.
Награды
В 1991 году Константин получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец». В начале 2004 года молодёжный журнал «Fuzz» номинировал «Алису» в категории «Лучшая группа», но премию получила регги-группа из Харькова «5’nizza».
6 июня 2006 года на набережной Мойки, 12 состоялась церемония награждения премией «Петрополь». Константин Кинчев победил в номинации «За свободу, искренность и поэтичность творчества».
25 января 2007 года в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе состоялось вручение почетных знаков святой Татианы, учрежденных в 1996 году Советом ректоров вузов города, Санкт-Петербургской епархией и межвузовской ассоциацией «Покров». Среди награжденных был К. Кинчев. Как сообщили в «Покрове»: «Кинчев известен в церковной среде — на встрече рок-музыкантов с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом он получил одобрение на „проповедование изнутри (рокерской) среды и умение дать слушателям правильный импульс“».
Константин награждён медалью «Защитнику Свободной России» за участие в обороне Белого Дома в 1991 году. Осенью 1994 года Кинчев официально возвращает медаль «Защитник свободной России», выражая таким образом свой протест властям в связи с убийством известного молодого журналиста Д. Холодова и началом военных действий в Чечне.
7 марта 2008 года получил премию «Чартова Дюжина» в номинациях «Солист» и «Группа».
Энергия
В 1985 году был выпущен на кассетах первый альбом «Алисы» — «Энергия», появившийся впоследствии и в виде пластинки. Запись альбома была сделана в студии Ленинградского рок-клуба в 1985-86 годах. В фонограмме звучат фрагменты произведений Шарля Бодлера, Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Николая Островского.
История записи
К весне 1985 года у группы Алиса было достаточно песен для того, чтобы записать альбом.
После третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков познакомил Константина Кинчева с музыкальным продюсером Андреем Тропилло, записывающим на студии альбомы таких групп, как Машина времени, Аквариум, Зоопарк и Кино. После выступления Алисы на упомянутом фестивале Андрей Тропилло поставил перед собой цель записать на магнитную ленту группу, у которой было собственное звучание. Так в июне 1985 года началась работа над альбомом «Энергия».
Константин Кинчев считает, что заслуга того, что альбом вообще вышел, на 70 % принадлежит Андрею Тропилло.
Также благодаря ему в записи приняли участие питерские музыканты Михаил Чернов, Всеволод Гаккель, Александр Куссуль. Гитарист Андрей Шаталин, получив диплом железнодорожника и распределение в Ригу, покинул группу, и на его место был приглашён Пётр Самойлов. Вернулся Андрей Шаталин из Риги и вскоре снова занял своё место гитариста группы в начале 1986 года, уже после того, как «Энергия» была записана. В процессе записи выяснилось, что Святослав Задерий не умеет играть на бас-гитаре, поэтому Петру Самойлову пришлось заменить и его. Таким образом, им были сыграны почти все гитарные и басовые партии на альбоме.
Пока шла запись альбома, Тропилло, как руководитель студии в Дворце пионеров (где происходила запись), нагрузил участников физической работой на благо дворца — музыканты переносили станки и расчищали помещения.
Чтобы усилить энергетику альбома, на готовую запись был наложен ещё один звуковой слой, составленный из мини-диалогов и отдельных реплик литературной классики. Таким образом, в альбоме появились цитаты Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Николая Островского. «Энергия» записывался на старую широкую плёнку и на одном из каналов остался фрагмент мелодии Евгения Доги, исполняемый женским голосом. Было решено оставить его и включить в композицию «Экспериментатор».
При записи альбома Андрей Тропилло использовал компрессоры, поэтому звучание Алисы в итоге стало немного плоским.
Запись альбома была завершена осенью 1985 года.
Во время записи в группе происходили изменения в составе. Так, группу покинул Святослав Задерий. Причиной расставания с ним послужило то, что во время отъезда Константина Кинчева он записал свой голос на некоторые песни, изменив в них текст.[4]
Другой причиной расставания стало то, что перед началом одного из концертов Святослав ушёл из гримёрки и пропал. Тогда группе помог басист группы Кино Игорь Тихомиров, которому прямо перед выходом на сцену показали его партию. В апреле 1986 года Святослав Задерий снова появился в группе и принял участие в четвёртом фестивале Ленинградского рок-клуба, но после выступления он снова вышел из группы и создал собственную, под названием «НАТЕ».
Также на некоторое время группу покидал клавишник Павел Кондратенко и, так как половина первого состава группы отсутствовала, Тропилло предложил не использовать первоначальное название группы и альбом вышел как творение «Доктора Кинчева и сотоварищей».
В 1985 году группа «Алиса» снялась в телефильме «Переступить черту», а в 1987 году на экраны вышел фильм Валерия Огородникова «Взломщик», где Константин Кинчев сыграл главную роль. Летом 1988 года «Алиса» отыграла выступление на рок-концерте во Дворце Спорта в Киеве, в котором также принимали участие «ДДТ», «Чёрный кофе», Ольга Кормухина и «Наутилус Помпилиус». А в 1989 году группа поехала в США с концертной программой «Красная волна».
Блокада
В 1987 году году вышел альбом — «БлокАДА», ставший основой для концертной программы.
Запись проходила на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») в течение трёх дней в мае 1987 года в посёлке Шушары под Ленинградом. Две стороны альбома получили название «Красное» и «Чёрное».
«Блок ада» была издана фирмой «Мелодия» на компакт-кассетах в 1987 году, а через два года была выпущена на виниле одновременно с альбомом «Шестой лесничий». По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу.
По словам Константина Кинчева название альбома имеет двойной смысл и может писаться в одно и в два слова, так как не существует установленного варианта.
История записи
В мае 1987 года звукорежиссёр Андрей Тропилло организовал в Шушарах фестиваль «Рок - нива», во время которого он планировал записать интересующие его группы. Для этого в дом культуры пригородного совхоза «Нива» была доставлена изготовленная в Лондоне передвижная студия «Тонваген» (также известная как «МСI»), которая была куплена у англичан за $250 000 после выставки «Связь-80» на территории Москвы. Студия была оборудована 24-канальным магнитофоном с системой шумопонижения «Dolby», микшерным пультом «Sony», цветными мониторами и другой современной для того времени техникой. Вместе со студией в Шушары прибыл и звукорежиссёр Виктор Глазков.
Фестиваль «Рок - нива» проходил в течение пяти дней, а запись альбома «Блок ада» заняла три ночи. В первую ночь на сцене фестиваля была записана основная часть инструментов, во вторую — приглашённые музыканты и вокал, а во время третьей было осуществлено сведение альбома.
По словам гитариста группы «Алиса» Андрея Шаталина, Андрей Тропилло предложил оформить альбом в стиле рэп; после этого музыканты выпили, и у них ничего не получилось. Тогда звукорежиссёр посоветовал им выпить ещё, после чего в тот вечер удалось записать только ударные, потому что барабанщик Михаил Нефёдов был наиболее трезвым. Остальные инструменты были записаны ночью.
Константин Кинчев определил стиль альбома как «хардовый панк», в силу того, что «все было сыграно абы как, на расстроенных гитарах».Также он добавил, что при сведении приходилось всё «мылить», чтобы не было слышно «нестройняк».
В том же году К. Кинчев принял участие в исполнении песни «Комсомольский билет» с альбома «Гласность» группы «Объект насмешек».
Шестой лесничий
Шесто́й лесни́чий — третий студийный альбом русской рок-группы «Алиса». Запись началась зимой 1987 года, и была завершена в 1989 году.
Процесс записи осуществлялся на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия»), которая была изготовлена в Лондоне для выставки «Связь-80», проходившей на территории Москвы. Студия перемещалась по различным городам, где официально записывались пластинки местных групп, а так как работа над «Шестым лесничим» велась бесплатно и подпольно, то участникам группы «Алиса» для того, чтобы прописать свои партии, приходилось ездить следом за студией и вести работу ночью.
По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу/
История записи
По словам Константина Кинчева запись альбома началась зимой 1987 года. «Шестой лесничий» записывался на студии «Тонваген», также известной как «MCI». После выставки «Связь-80» студия осталась в СССР, и с помощью неё стали осуществлять запись хоров и оркестров. В 1983 году, в то время, когда студия была не занята (преимущественно ночью), звукорежиссёр Виктор Глазков записывал на ней «Аквариум», «Странные игры» и «Мануфактуру». Кроме того, здесь велась работа над предыдущим альбомом «Алисы» под названием «БлокАда». Новый альбом, «Шестой лесничий», также должен был записываться на этой студии, что привело к большим трудностям: в 1988 году «MCI» часто передвигалась по стране, и, чтобы записать «Шестого лесничего», музыкантам группы «Алиса» приходилось ездить за ней.
17 ноября 1987 года перед концертом группы «Алиса» в Санкт-Петербурге милиция не хотела пускать во дворец спорта «Юбилейный» беременную жену Константина Кинчева и её подругу Аду Заблудовскую (жену гитариста группы «Секрет», Андрея Заблудовского). После того как один из милиционеров толкнул супругу Константина, он заступился и с заломанными руками был доставлен в милицейскую машину. Люди, пришедшие на концерт, воспрепятствовали задержанию, и когда лидер группы «Алиса» вышел на сцену, то объяснил публике, что «концерт начался позже из-за того, что его и его беременную жену не пускали в зал менты» и посвятил песню «Эй, ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, находящимся в зале, ментам и прочим гадам».
В результате было возбуждено уголовное дело по статье 206, часть 2 — злостное хулиганство. Также в газете «Смена» была напечатана статья «Алиса с косой чёлкой», автор которой, Виктор Кокосов, обвинил Константина Кинчева в пропаганде фашизма и в том, что он пел со сцены «Хайль Гитлер». Группа подала на газету в суд и выиграла дело, доказав беспочвенность обвинений. Однако после этих событий «Алиса» стала находится под чутким присмотром милиции, а Константин Кинчев был вынужден дать подписку о невыезде из Ленинграда.
Несмотря на подписку, Константин вместе с бас-гитаристом группы Петром Самойловым поехал вслед за студией «Тонванген» в Минск, где Виктор Глазков работал с группой «Верасы». В программе «Летопись» «Нашего Радио» приводятся сведения, что участникам группы было негде остановиться в новом городе, но так как «Алиса» уже была популярна, Константин Кинчев в надежде, что кто-нибудь узнает его и поможет с жильём, сел на скамейку центрального бульвара Шевченко.[2] Это сработало, и вскоре музыканты поселились у девушки по имени Маша. Чтобы заработать деньги для пропитания, давались квартирные концерты, поэтому Константин Кинчев называл свою гитару «кормилицей».
Большая часть альбома была записана здесь же, в Минске. Запись длилась достаточно долго, из-за плотного графика Виктора Глазкова. Константин Кинчев:
Ну, запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут… Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.
В 1988 году фургон, в котором находилась студия переехал в Вильнюс, и музыканты поехали вслед за ним, чтобы завершить запись «Шестого лесничего». В Вильнюсе участники группы жили у местного барабанщика Джина же Беккера, с которым случайно познакомились на улице.
Ст. 206 ч. 2
В 1989 году «Алиса» записала альбом «Ст. 206 ч. 2», переполненный вызывающими текстами, в которых обсуждались, в основном, проблемы жёсткой цензуры в Советском Союзе. Мастер-диск альбом была утеряна и нашлась только в 1994 году. Тогда же альбом и был издан.
Ст. 206 ч. 2 — хулиганский (по выражению самих музыкантов) альбом русской рок-группы «Алиса», что и отражено в названии (статья 206 действовавшего в 1989 году Уголовного Кодекса РСФСР — «хулиганство», часть 2 — «злостное хулиганство»).
В альбом, кроме песен Кинчева, вошло множество треков, написанных Петром Самойловым ("Сумасшедший дом", "Голубой банщик", "Прозаик" и др).
Основная часть альбома "Ст.206, ч.2" писалась параллельно "Шестому лесничему" и являлась реакцией группы на почти годичную травлю со стороны официальных властей. Альбом был издан только в 1994 году, после того как была найдена его мастер-запись, ранее считавшаяся утраченной. Тогда же к оригинальному материалу были дозаписаны 4 песни на репетиционной точке группы в ДК Пищевиков.
Песню "Всё это рок-н-ролл" долгое время преследовал злой рок. После того, как оригинал данного альбома был утерян, она была переписана для двойного концертного альбома "Шабаш", но из-за лимита времени на виниловой пластинке, именно её пришлось исключить. Впервые на CD носителе она появилась на сборнике "Легенды русского рока".
Короткий трек "Чунга-чанга" скорее всего адресован группе "Секрет", так его текст частично повторяет и пародирует слова песни "Алиса".
Трек "Танец на палубе тонущего коробля" впервые появился на дебютном опусе "Алисы" "Кривозеркалье" (1984) (ещё без Кинчева).
Нина Барановская - автор книги "Константин Кинчев" - утверждала, что едкий сарказм песни "Снова в Америке" адресовалася Борису Гребенщикову, за его американский контракт.
Шабаш
«Шаба́ш» — четвёртый альбом российской рок-группы «Алиса», выпущенный в 1991 году. Основой альбома стал концерт группы, который прошёл 28 октября 1990 года в Москве в Лужниках.[1][2]
«Шабаш» посвящён близкому другу Константина Кинчева Александру Башлачёву, который погиб 17 февраля 1988 года. Само название альбома состоит из двух слогов его имени и фамилии (СаШАБАШлачёв).
«Шабаш» считается первым концертным двойником в истории отечественной рок-музыки, а сам Константин Кинчев в 1996 году назвал его лучшим альбомом группы:
Я считаю альбом «Шабаш» для творчества «Алисы» самой удачной работой. Для меня это самый удачный альбом, который мне удалось сделать. Может быть благодаря тому, что он ещё и концертный, потому что мы всё-таки концертная группа, а не студийная. И благодаря тому материалу, который там был…
История записи
Предыдущий альбом «Шестой лесничий» группа «Алиса» записывала на студии «Тонваген», также известной как «MCI», под руководством звукорежиссёра Виктора Глазкова, но к моменту записи «Шабаша» музыканты поругались с Виктором.
В связи с этим запись сначала осуществлялась во Франции. Здесь участники группы «Алиса» оформили шесть песен, но после решили отказаться от этой идеи, и судьба фонограммы осталась неизвестной.
После этого музыканты обратились в ВПТО «Видеофильм». За основу альбома было решено взять московский концерт 28 октября 1990 года в Лужниках.
Помимо упомянутого концерта с помощью 24-канальной передвижной студии были записаны ещё три, и из всего материала было отобрано семнадцать песен. В последствие из-за рамок длительности альбома часть песен пришлось сократить.
После того, как композиции были записаны, началась работа в студии. Этим процессом руководил звукорежиссёр Андрей Худяков. Партии бас-гитары, барабанов и рифовых гитар в основном не претерпели изменений.[7] Вокал, наоборот, был переписан во всех песнях, кроме «Всё это рок-н-ролл». Процесс записи клавиш немного затянулся, так как музыканты не хотели упускать предоставленной «Видеофильмом» возможности сделать эти партии качественными. Сам Андрей Худяков немного рассказал о том, в какой атмосфере проходила работа над «Шабашом»:
Было интересно, дико интересно. Мы постоянно что-то придумывали. Альбом рождался в результате большой и нестандартной монтажной, инженерной, звукорежиссёрской работы. На окончательном сведении использовали шумы зала, реплики, совмещали фонограмму, когда Константин поёт, и зал ему подпевает… Да и оборудование позволяло развернуться: пульт Neve, 24-канальный широкий магнитофон Studer, прекрасная обработка. То есть получился причёсанный в студийных условиях альбом, до краёв наполненный концертным духом.
Гитарные партии «Шабаша» были сыграны совместно Андреем Шаталиным и Игорем Чумычкиным, появление которого, ещё со времён альбома «Шестой лесничий», сделало звучание «Алисы» более тяжёлым. Иногда в одной песне прописывалось до пяти соло-гитар, которые в итоге должны были звучать как одна.
Услуги студии музыканты оплачивали самостоятельно, предварительно взяв для этого ссуду.
После того как эта ссуда была выплачена, себестоимость «Шабаша» выросла в четыре раза. Прибыль была пущена в оборот, ведь в то время музыканты сами занимались всеми организационными вопросами, например, даже арендой самолёта для перевозки аппаратуры и сцены во время тура по стране.
В 1990 году бас-гитарист «Алисы» Пётр Самойлов рассказал, что студия, на которой проходила запись, была очень дорогой, но качественной. Также он добавил, что аппаратура была фантастической, и это позволило сделать что-то совершенно новое, найти новое звучание.
Константин Кинчев тоже остался доволен работой с Андреем Худяковым. «Алиса» продолжила сотрудничество с Андреем, и следующий альбом «Для тех, кто свалился с луны» был также записан под его руководством. В 1995 году в интервью журналу «Фузз» Константин Кинчев назвал Андрея Худякова хорошим звукорежиссёром.
Для тех, кто свалился с Луны
Записан на ВПТО «Видеофильм» (Москва) в 1992, издан фирмой «MOROZ records» на MC, CD, LP и VHS (концерт-презентация альбома); в 1997 выпущен фирмой «Extraphone» в новом оформлении с бонус-треком «Ямщик»(слова В.Высоцкого), при этом концовки трёх песен (Кибитка, Плач, Пасынок Звёзд) были значительно урезаны. Первое издание альбома на CD считается коллекционной редкостью. Музыка и слова Константина Кинчева.
Период записи альбома (конец 1992 года) стал пиком злоупотребления наркотиками. Между песнями «Для тех, кто свалился с Луны» и «Республика» можно услышать вполне наркоманский диалог. Через два месяца после релиза этой пластинки Игорь Чумычкин покончил с собой, выбросившись из окна.
Альбомы «Шабаш», «Для тех, кто свалился с Луны» и часть «Чёрной метки» записывались на ВПТО «Видеофильм», в здании, где раньше была дача Лаврентия Берии.
Песня «Плач» посвящена Кинчевым своему близкому другу Дмитрию Ревякину — лидеру группы «Калинов мост».
Чёрная метка
«Чёрная ме́тка» — альбом группы «Алиса», выпущенный на лейбле Moroz Records в 1994 году.
Альбом посвящён памяти гитариста Игоря Чумычкина, который погиб 12 апреля 1993 года. В «Чёрную метку» вошло несколько написанных им песен: «Паскуда» (музыка и слова гитариста) и «Белая невеста» (музыка).
Альбом стал первым опытом работы группы с немецкими звукоинженерами, что после 2003 года стало традицией.
На три песни с «Чёрной метки» были сняты видеоклипы: «Атеист», «Белая Невеста» и «Паскуда».
Константин Кинчев об альбоме:
Прежде всего, «Чёрная метка» — это моя реакция на гибель нашего гитариста «Чумы». Он решил выйти из игры до срока. Как говорят панки, жизнь — это очередь за смертью, а кому-то обязательно хочется влезть без очереди. Я не могу его осуждать, хотя самоубийством он причинил боль очень многим. Что же касается песен на новом альбоме, то две из них написаны целиком «Чумой», а ещё к двум он написал музыку. Диск очень жёсткий, злой. Так я выразил своё отношение к этой утрате. Я не могу его отпевать душевно и нежно, как человека, ушедшего естественным образом. Поскольку он взял на себя смелость сделать это, то и получил такое отпевание.
Смерть «Чумы» и изменения в составе
12 апреля 1993 года из-за наркотиков погиб гитарист «Алисы» Игорь Чумычкин[2]. Он был ведущим гитаристом группы и хорошим другом остальных участников[3]. «Алиса» тяжело переживала эту потерю, и после выступления памяти Игоря в ноябре, почти на год прекратила концертную деятельность, возобновив её только в 1994 году.
После смерти друга, с которым он был знаком ещё с армии, клавишник Андрей Королёв покинул группу[5]. Музыкант считал, что оставшись, он предаст память Игоря. Известно, что, закончив музыкальную карьеру, Андрей трудился в православном храме.
Так участники группы «Алиса» остались вчетвером: Константин Кинчев, Андрей Шаталин, Пётр Самойлов и Михаил Нефёдов. Долгое время они не приглашали нового музыканта на место Игоря Чумычкина, и Константин Кинчев стал играть на сценической гитаре. Позже в качестве гитариста в группе появился Сергей «Боров» Високосов, известный как участник «Коррозии Металла».
В одном из интервью Сергей рассказал, что дружил с Игорем Чумычкиным и готовил вместе с ним проект, который после смерти гитариста он передал в руки Константину Кинчеву, чтобы тот сделал диск памяти. Некоторые композиции из этого проекта вошли в «Чёрную метку». Кроме того, лидер группы «Алиса» предложил «Борову» сотрудничество, и он согласился. Фамилия Сергея указана на обложке альбома напротив надписей «гитара» и «голос». Также полтора года Високосов совмещал выступления на концертах «Коррозии Металла» и «Алисы», переезжая из одного города в другой. Музыканта можно увидеть в клипах «Паскуда» и «Атеист».
История создания
В целом работа над альбомом длилась около восьми месяцев[8]. Началась она на студии «Видеофильма», но однажды, заходя внутрь, музыканты увидели, как помещение стали опечатывать. Тогда запись продолжилась на студии «Эс-Эн-Си». «Алиса» не входила в план работы, и музыкантам приходилось всё делать ночью, в то время, когда другие группы отдыхали. Окончательный процесс записи осуществлялся на студии «Весёлых ребят», а сводить альбом участники группы поехали в Германию.
Во второй части фильма «Rock-n-Roll — это не работа» есть несколько минут, посвящённых сведению альбома «Чёрная метка» в Кёльне. Константин Кинчев показывает студию, комнату, где живут музыканты и говорит, что немецкие звукорежиссёры — «каторжане, потому что они впахивают так, как работает никто, за что им огромное спасибо, потому что тот материал, который мы записали, ни в какие ворота по европейским стандартам. Но это не беда, я думаю, в следующий раз мы запишем намного лучше». Немцы Тим и Маркус по пятнадцать часов в день колдовали над записью «Алисы». Участники группы приехали в Германию уставшие после записи, и благодаря трудолюбивым звукорежиссёрам, которые делали всё сами, позволяя музыкантам отдыхать, купаться на пляже и загорать, они смогли подтянуть своё недавно расшатанное здоровье[9][10].
Презентация альбома состоялась в апреле 1994 года в ДК Горбунова[11]. После тура «Чёрная метка» у группы появились долги перед издателем, и для того, чтобы их оплатить был выпущен альбом «Алиса на Шабаловке» (Прямой эфир в «Программе А» (РТР), январь 1995 года).
Jazz
В основу альбома легли песни, написанные Константином Кинчевым ещё до прихода в группу. В советский период жизни Кинчев играл эти песни на квартирниках.
Дурень
Вышел в 1997 году. Наибольшую известность приобрела песня «Трасса Е-95», на которую был снят клип (режиссёр Андрей Лукашевич).
Запись и выход альбома
В ноябре 1996 года группа Алиса приступила к записи альбома "Дурень". У альбома было и три других возможных названия – "Звезда свиней" (в связи с выборами 1996 года), "Печать зверя" (по одноименной песне) и "Дурак" (по песне "Дурак и Солнце").
Запись осуществлялась в Москве на новой хорошо оборудованной студии Павла Слободкина. Программа была уже наиграна, но случилось непредвиденное обстоятельство – гитарист А. Шаталин попал в больницу. В связи с этим альбом пришлось записывать последовательно: сначала барабаны с бас гитарой, потом гитары, потом вокал и другие инструменты.
Запись, закончилась в конце марта 1997 г. Летом этого же года был снят клип на песню "Трасса Е-95" (режиссер Андрей Лукашевич). Выходу альбома предшествовал тур "Рок-н-ролл это не работа" по городам европейской части России, Урала и Сибири. Альбом "Дурень" был выпущен на фирме "Экстрафон" корпорации "Райс- ЛиС'С". 1 ноября 1997 года на Малой спортивной арене в Лужниках в Москве и 19,20 декабря во ДС "Юбилейный" в Санкт-Петербурге прошли концерты-презентации.
Одновременно с "Дурнем" Алиса выпустила концертный альбом "Пляс Сибири на берегах Невы". В этот период в составе Алисы играл А. Пономарев (бывший гитарист магаданской группы "Восточный синдром"). При сведении концертного альбома на студии "Добролет" с группой познакомился гитарист группы "НЭП" Е. Левин, впоследствии занявший место А. Пономарева после его ухода.
К. Кинчев об альбоме
К. Кинчев в одном из интервью определил концепцию альбома:
"Основные темы в новом альбоме: дороги, радость от того, что Создатель сподобил явиться на свет, внутренние "запутки", ощущение того, что грешен по самую макушку, попытка искренне в этом признаться, то бишь исповедаться публично. Не знаю, насколько это удается. И вообще, возможно ли, чтобы это удавалось на все сто? Думаю, что нет. Но попытка такая есть. К этому альбому батюшка мне подсказал замечательный эпиграф из Кодекса царя Хаммурапи: "Посмотришь на него - человек как человек, а внутри-город, дымящийся в руинах". В конце концов "дурень" в любой русской сказке превращается в царевича. Иван-дурак всегда на поверку далеко не дурак. Альбом ближе всего по состоянию, по своей идее к самому мощному нашему альбому "Шабаш"".
На вопрос о том, кем для него является «дурень» Константин Кинчев ответил так:
«Человек не от мира сего, традиционный персонаж русской сказочной традиции. С точки зрения мирской морали он, естественно, дурак, потому что не стремится делать себе карьеру, не ищет себе богатства и сытого благополучия, а лезет на битву с драконами, чтобы спасти невинно пострадавшую девушку. Или почему-то вдруг женится на говорящей лягушке... Да, казалось бы, дурень странно относится к миру. Но в нашей традиции он всегда был человеком, отстаивающим такие верные и, соответственно, востребованные русским сердцем ценности как доброта, честность, справедливость и добро. Недаром в наших сказках Иванушка-дурачок часто становится царевичем, потому что добро в сказках всегда побеждает. Поэтому мне очень близок этот образ».
О песне «Мама»:
«Я родился и рос всегда с чувством Родины, безмерной любви к ней. Получается довольно высокопарный слог, но это действительно так. Я полностью принадлежу корням, ощущаю связь со своей землёй и никакой другой земли мне не надо. Какой должна быть Россия — не знаю... В песне «Мама» у меня об этом строчки – «Мы ж младенцы все у нее на груди, сосунки, щенки — нам ли мамку спасать...»[3]
О песне "Рок-н-ролл - это не работа":
"Мы взяли на себя смелость на пятнадцатом году существования коллектива утверждать тезис, что "рок-н-ролл – это прикол". Как только рок-н-ролл становится работой, он перестает быть собой".
В 1991 году Константин получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец».
В 1992 году Константин Кинчев принял православие. С этого времени тема Бога и веры стала занимать нарастающее место и в его творчестве, а, например, в альбоме «Сейчас позднее, чем ты думаешь» проходит в текстах песен как основная тема.
В 2000 году был обвинён рядом журналистов в фашизме, за использование обратной свастики на обложке альбома «Солнцеворот». В ответ на это Константин Кинчев много раз объяснял, что этот символ — это символ схождения Святого Духа, и даже хотел выпускать альбом с наклейкой с цитатой из песни «Тоталитарный Реп» — «… я просто Антифашист!».
Солнцеворот
«Солнцеворо́т» — музыкальный альбом группы «Алиса», вышедший в 2000 году. Альбом записывался в обновленном составе с участием Е. Левина и Д. Парфенова.
История записи
Летом 1998 года группа "АлисА" приступила к работе над альбомом "Солнцеворот". Запись альбома началась в Санкт-Петербурге на репетиционной базе группы."[2] Голоса, компьютеры, бас-гитара были добавлены в деревне, в которой живут К. Кинчев и П. Самойлов." Сведение альбома осуществляли звукоинженеры студии "Добролет".
На песню "Рождество" был снят клип. Также планировалось снять видео на песню "Смерть", но не получилось из-за недостатка финансовых средств.